Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии, в том числе с использованием государственной информационной системы “Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете”
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
- Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».
- Постановление Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе от 05.07.2017 № 16 «Об утверждении методических рекомендации по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22.11.2021 № 700 «Об утверждении Инструкции по организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета».
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, от 11.07.2017).
- Инструкция (выписка из Инструкции) по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденная постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664.
- Перечень (выписка из Перечня) должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе, Вооруженных Сил Российской Федерации, работающие в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденного постановлением Межведомственной комиссией от 03.02.2015 № 665.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА, МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ
И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья, пункт |
Состав правонарушения |
Наложение административного штрафа (тысяч рублей) |
||
на граждан |
на
должностных лиц |
на юридических лиц |
||
Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ | ||||
19.25 | Неисполнение военно-транспортных обязанностей |
От 15 до 25 |
От 40
до 50 |
От 350 до 400 |
19.38 | Неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации | |||
1. |
Неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки
|
От 60
до 80 |
От 400
до 500 |
|
2. |
Неисполнение обязанности по организации или обеспечению поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации |
От 60 до 80 |
От 400 до 500 |
|
Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА | ||||
21.1 | Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет
|
От 40 до 50 |
От 350 до 400 |
|
21.2 | Неоповещение граждан о вызове (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет
|
От 40 до 50 |
От 350 до 400 |
|
21.4 | Непредставление сведений, необходимых для ведения воинского учета
Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета
|
От 40 до 50 |
||
21.5 | Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету | |||
1. | Неявка гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет |
От 10 до 30 |
||
2. | Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией |
От 1 до 5 |
||
3. | Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий |
От 5 до 15 |
||
4. | Несообщение в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания |
От 10 до 20 |
||
21.6 | Уклонение от медицинского обследования | |||
Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии |
От 15 до 25 |
|||
21.7 | Умышленные порча или утрата документов в/учета |
От 3 до 5 |
КоАП РФ Статья 23.11. Военные комиссариаты
- Военные комиссариаты рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных
статьями 19.25, 19.38, 21.1 – 21.7 Кодекса об административных правонарушениях.
- Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени военных комиссариатов вправе:
1) военные комиссары субъектов Российской Федерации;
2) военные комиссары муниципальных образований;
3) начальники отделений военных комиссариатов муниципальных образований
Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в том числе с использованием государственной информационной системы “Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете”.
♦ Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений, органах местного самоуправления муниципальных округов и органах местного самоуправления городских округов и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.
♦ Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
♦ Основными задачами воинского учета являются:
а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
♦ Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Все предприятия, организации, учреждения (далее – организации) независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и численности персонала, в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны осуществлять воинский учет граждан Российской Федерации, работающих в организациях.
♦ Воинский учет граждан по месту их:
а) жительства осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований, а также иными органами, осуществляющими воинский учет граждан по месту жительства.
б) работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете и Методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.
За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:
– освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
– граждане, проходящих военную службу;
– женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
– постоянно проживающие за пределами РФ;
– имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
♦ Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета и могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат.
♦ Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
При постановке на воинский учет и внесении изменений в документы воинского учета граждан без личной явки выдача документов воинского учета на материальном носителе осуществляется только при личном обращении гражданина.
♦ Гражданин может направлять сведения, необходимые для ведения воинского учета, в военный комиссариат в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций).
♦ На основании сведений Реестра воинского учета о направлении военным комиссариатом повесток в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в автоматическом режиме формируется Реестр повесток.
Гражданам, состоящим на воинском учете или не состоящим, но обязанным состоять на воинском учете, доступ к информации, содержащейся в Реестре повесток, а также получение выписки из Реестра воинского учета обеспечивается одним из следующих способов:
1) авторизованный доступ к личному кабинету гражданина в Реестре повесток;
2) размещение уведомления в личном кабинете на Портале государственных и муниципальных услуг (функций);
3) личное обращение в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с запросом о размещении выписки в личном кабинете Реестра повесток.
Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, при необходимости могут направляться повестки:
а) в письменной форме:
– согласно приложению № 1(1) к Положению о воинском учете;
– по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или места пребывания;
– вручаются работниками военного комиссариата;
– вручаются по месту работы (учебы) гражданина руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций;
б) в электронной форме в личные кабинеты граждан на портале государственных и муниципальных услуг (функций).
В случае если повестка не считается врученной одним из вышеуказанных способов, то повестка считается врученной по истечении 7 дней с даты ее размещения в реестре повесток.
♦ Документы воинского учета должны содержать сведения о гражданине согласно Перечню, приведенному в разделе II статье 8 пункте 4. Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, включая:
– сведения о документе, удостоверяющем личность:
– страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
– идентификационный номер налогоплательщика;
– сведения о водительском удостоверении (при наличии);
– сведения об абонентском номере подвижной радиотелефонной связи (при наличии)
– иные персональные данные, определенные Положением о воинском учете.
♦ Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, заблаговременное и рациональное распределение их между Вооруженными Силами Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, органами и организациями.
♦ Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, и организациями работающих в них руководителей, специалистов, квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
♦ Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы в мирное время.
Услуга |
Стоимость услуги, руб. |
|
Разработка пакета локально-нормативных документов по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе |
25000 |
|
Составление картотеки воинского учета |
1 работник |
1000 |
Разработка стартового пакета документов по воинскому учету |
5000 |
|
Аудит системы ведения воинского учета |
договорная |
|
Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) по программе «Воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, в организации (учреждении)»,72 часа |
15000 |
|
Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) по программе «Воинский учет граждан в организации (учреждении)»,36 часов |
10000 |